Плата за сбросы: оценка планируемого введения повышающих коэффициентов для предприятий ВКХ

«Вестник РАВВ» № 3’2010

Абросимова Е.М., Данилович Д.А., Довлатова Е.В.,

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

В настоящее время Минприроды России подготовило Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Проект), а также внесло в Правительство проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» (далее — Законопроект).

Проект и Законопроект не учитывают специфику деятельности коммунальных предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности, такие как водоснабжение и энергоснабжение, доходность которых формируется за счет тарифов. Проектом и Законопроектом предусмотрено увеличение штрафных санкций за загрязнение окружающей среды (до 2012 г. повышающий коэффициент равен 5, с 2012 г. — 25, к 2016 г. — 100), что приведет к неизбежному стремительному росту тарифов для населения, чреватому социальным взрывом.

Сбросы муниципальных сточных вод во всех отношениях приравнены к сточным водам промышленных предприятий. Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства не выделены из числа водопользователей, к ним принят такой же подход, как для промышленных предприятий. Не учтена специфика деятельности коммунальных предприятий, очистные сооружения которых принимают на очистку сточные воды промышленных предприятий, хотя рассчитаны на прием бытовых стоков.

В ЕС существует не одна, а две модели взаимодействия природопользователей и контролирующих органов:

для промышленных и сельскохозяйственных предприятий действует директива от 24.09.96 «О комплексном предупреждении и контроле загрязнения», в соответствии с которой разрешение на сброс для предприятий выдается на основании многофакторного анализа соответствия заявленных мероприятий, снижающих воздействие на окружающую среду, рекомендуемым решениям и значениям, содержащимся в информационно-справочных материалах по наилучшим доступным технологиям (данная методология нормирования легла в основу данного Законопроекта);

для муниципальных предприятий действует Директива Европейского Совета от 21.05.1991 г. № 91/271/ЕЭС «Об очистке городских сточных вод», в которой установлены нормативы качества очистки и прописаны сроки перехода к внедрению технологий очистки и достижения заданного качества. Законодательством и практикой ЕС нормируются только вещества антропогенного происхождения и не предъявляется требований к техногенным загрязнениям, на удаление которых технологии очистки муниципальных сточных вод напрямую не рассчитаны.
Таким образом, европейский подход в нормировании для коммунальных предприятий устанавливает для них отличные от промпредприятий нормативы качества очистки и сроки их достижения.

Распространение подхода, действующего в ЕС для промышленных предприятий, на российские муниципальные предприятия, будет иметь весьма негативные последствия, так как к сбросам будут предъявляться избыточные требования по перечню загрязняющих веществ (как намечено в законопроекте, 40–45 показателей против 5, нормируемых директивой ЕС), а размеры платежей за эти сбросы с учетом предлагаемых повышающих коэффициентов будут несовместимы с функционированием водоканалов.

Установление платы за загрязнение, закрепленное в Проекте и Законопроекте, повлечет банкротство предприятий водопроводной отрасли и, как следствие, к введению моратория, в том числе, на какие бы то ни было платежи за загрязнение.

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения провела анализ соотношения суммы рассчитанных платежей за загрязнение с выручкой предприятий ВКХ. Рост доходности коммунальных предприятий не прогнозируется в связи с тенденцией к уменьшению потребления водных и иных ресурсов. В то же время остановка деятельности водоканалов представляет непосредственную угрозу жизни, здоровью населения и окружающей среде.

В Законопроекте не учитывается неблагоприятное техническое состояние предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (практически повсеместно степень изношенности основных фондов предприятий составляет 60–70%) и наличие жесткого регулирования тарифов на их услуги. В большинстве случаев собираемых средств хватает лишь на поддержание систем водоснабжения и водоотведения в рабочем состоянии, при том, что государственное финансирование сектора из бюджетов всех уровней в последние годы только сокращается, а возможности привлечения инвестиций частного капитала в нынешних экономических условиях весьма ограничены. Водопроводно-канализационное хозяйство находится в худшей ситуации по сравнению с промышленностью, так как, оплачивая товары и услуги других отраслей по рыночным ценам, само фактически находится вне рынка.

Экономическая оценка последствий введения предлагаемых законопроектом мероприятий выполнена в целом для всех водопользователей РФ, что не позволяет оценить катастрофические последствия их введения для предприятий ВКХ. В то же время расчеты (см. приложение) показывают, что введение повышающего коэффициента 100 одновременно с отменой лимитов на временно согласованные сбросы приведет к увеличению платежей для предприятий ВКХ в 22,7 раза (с 0,74 до приблизительно 17 млрд руб.).

Необходимые дополнительные расходы предприятий ВКХ в условиях принятия Законопроекта превысят всю себестоимость работы очистных сооружений. Это приведет либо к прекращению деятельности предприятий ВКХ, либо потребует значительного роста тарифа на услуги водоотведения.

В случае прекращения работы предприятия ВКХ, в отличие от промышленных предприятий-загрязнителей, это приведет не к прекращению, а к многократному увеличению поступления загрязняющих веществ в водные объекты, так как предприятия ВКХ являются не производителями загрязнений, а реальным экологическим щитом водных объектов.

По мнению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Законопроект необходимо переработать с учетом технической и экономической специфики отрасли ВКХ, на которую приходится около 50% всех загрязненных сточных вод в стране. Предлагается разработать и принять отдельный документ прямого действия, определяющий порядок регулирования сбросов городских сточных вод и этапы повышения требований к качеству очистки, соответствующие использованию апробированных наилучших доступных технологий, по аналогии с вышеупомянутой директивой ЕС от 1991 г. Это позволило бы, не дожидаясь разработки и введения новой методологии нормирования на основе справочников по наилучшим доступным технологиям, обеспечить отрасли ВКХ четкие и выполнимые поэтапные нормативы. На время достижения этих нормативов должны на соответствующих уровнях устанавливаться лимиты, защищающие предприятия, реализующие требуемые мероприятия, от чрезмерных платежей за сброс загрязняющих веществ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Исходные данные: на основе Государственного доклада Минприроды России «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2008 г.»

Общее количество загрязненных сточных вод в РФ — 17,2 млрд м3

Общее количество сточных вод в ВКХ — 8,1 млрд м3

Общие платежи за негативное воздействие, — 3,2 млрд руб., в том числе ВКХ — 0,74 млрд руб.

Данные Роскомстата по Госдокладу Минприроды России несколько расходятся с приведенными в ТЭО проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования системы нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)», где со ссылкой на данные Ростехнадзора указана сумма 4,8 млрд руб.

В дальнейших расчетах взяты за основу данные Роскомстата, как имеющие выделение платежа по ВКХ.

В основном предприятия ВКХ осуществляли в 2008 г. сброс в пределах лимитов временно согласованных сбросов (ВСС). В общей сумме платежа около 90% приходится на платеж сверх нормативно-допустимых сбросов (НДС), но в пределах ВСС (т. е. с повышающим коэффициентом К=5), а 10% — в пределах НДС (К=1). Таким образом, из 0,74 млрд руб. общего платежа около 0,67 млрд приходится на оплату с К=5, и 0,07 млрд — на оплату с К=1.
В настоящее время ВКХ сбрасывает 47% всех недостаточно очищенных сточных вод, оплачивают 23% от общей суммы платежей. Это объясняется осуществлением оплаты в основном в пределах ВСС, которые выдавались с учетом того, что очистные сооружения ВКХ работают в соответствии с проектными показателями или лучше их. Средний платеж составил 0,091 руб./м3.

В то же время, по данным Ростехнадзора, 2/3 общего платежа поступает за загрязнения сверх установленного лимита (К=25).

Изменение финансовой нагрузки в результате ввода повышающих коэффициентов

При отмене ВСС платеж ВКХ увеличится с 0,74 млрд до 3,4 млрд руб. (в 4,6 раза). При введении дополнительного к существующему К=25 повышающего коэффициента К=4 (с доведением общего повышающего коэффициента К до 100, как предлагается), сумма платежей составит 16,8 млрд руб., т. е. увеличится в 22,7 раза. Средний платеж составит 2,07 руб./м3. В то же время, МПР, согласно вышеупомянутого ТЭО, ожидает в результате введения К=100 доведения сбора платежей до 35,3 млрд руб. с 4,8 млрд руб., т. е. в 7,4 раза. При этом средний платеж составит 2,18 руб.

Таким образом, для ВКХ предлагаемые меры приведут к дополнительному увеличению платежа по сравнению со средним уровнем еще более, чем в 3 раза.

Остальные плательщики, сбрасывающие около половины сточных вод, по данным Роскомстата внесли в 2008 г. 77% платежа. Средний платеж составлял 0,27 руб./м3 (т. е. в 3 раза выше, чем в ВКХ). Это объясняется тем, что многие промышленные водопользователи осуществляли сбросы сточных вод, очищенных хуже проектных показателей очистных сооружений, либо вообще без очистки.

Платежи остальных (кроме ВКХ) водопользователей, исходя из оценок МПР, составят около 2,03 руб. /м3 и, таким образом, увеличатся в 7,5 раз.

В результате отмены ВСС возникнет ситуация, по которой будут уравнены между собой добросовестные и ответственные водопользователи, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию очистных сооружений, и водопользователи, по сути, осуществляющие преднамеренное загрязнение окружающей среды. Финансовая нагрузка на сектор ВКХ возрастет в 3 раза больше, чем для остальных водопользователей.

Оценка стоимости мероприятий по сокращению платежей в секторе ВКХ

Анализ составляющих платежей (при К=100) показывает, что 75–80% будет приходиться на три показателя:
— азот аммонийный,
— азот нитритов,
— фосфор фосфатов.

Все эти показатели практически в полном объеме являются продуктами жизнедеятельности населения, пользующегося услугами ВКХ. Таким образом, поступление этих загрязнений не может быть сокращено.

Для очистки от этих загрязнений до НДС необходимо осуществить реконструкцию практически всех очистных сооружений. Стоимость работ по реконструкции (в основном, замена оборудования для реализации новых технологий), по самым минимальным подсчетам оценивается в 2 тыс. руб./м3 суточной производительности. Однако, около 25% коммунальных очистных сооружений нуждаются в полной реконструкции, минимальная стоимость которой принята равной 15 тыс. руб./м3 (аналогично оценкам МПР).

Таким образом, для общего расхода сточных вод ВКХ необходимый объем средств для повышения качества очистки по вышеуказанным показателям хотя бы до 2,0–2,5 величин ПДК (полное достижение ПДК будет существенно дороже), составит 170 млрд руб.
При использовании для реконструкции очистных сооружений заемных средств на 10 лет под 11% годовых ежегодные платежи составят около 35 млрд руб.

Кроме затрат на реконструкцию очистных сооружений, повышение глубины очистки по фосфатам потребует использования реагентов для их осаждения, а удаление аммонийного азота и нитритов — увеличения расхода воздуха на биологическую очистку приблизительно на 30%. Стоимость реагентов оценивается в 3,6 млрд руб. ежегодно, дополнительных затрат, возникающих при их использовании (обезвоживание, вывозка и размещение дополнительно образующегося осадка) — еще в 1,4 млрд руб. Увеличение подачи воздуха потребует дополнительных затрат электроэнергии на сумму около 10 млрд руб.

Таким образом, только прямые учитываемые в этом расчете эксплуатационные затраты в секторе ВКХ составят около 15 млрд руб. ежегодно.
Реализация программы реконструкции очистных сооружений ВКХ только для неполного удаления соединений азота и фосфора будет обходиться ежегодно в 50 млрд руб. Однако это не решит для сектора ВКХ проблему повышенных платежей, т. к. за остальные загрязняющие вещества ежегодный платеж будет составлять около 8 млрд руб. Технических возможностей сокращения этих платежей практически нет, т. к. отсутствуют НДТ для очистки до ПДК коммунальных сточных вод от тяжелых металлов, алюминия, нефтепродуктов и других техногенных загрязнений.

Таким образом, общий дополнительный платеж предприятий ВКХ составит около 58 млн руб.
В то же время при среднем тарифе на водоотведение 14 руб./м и количестве оплачиваемых сточных вод (за вычетом неорганизованного притока, который оценивается в 10% от общего расхода), общий оборот предприятий ВКХ за оказание услуг по водоотведению, составляет около 100 млрд руб. в год (с НДС), при том, что доля очистки сточных вод в общем тарифе не превышает 50%.

 

Новое оборудование по подаче природного цеолита «Сокирнит» смонтировано в Кирове

Накануне весеннего паводка качество питьевой воды в Кирове и области поставлено на жесткий контроль надзорных служб. Особенно эта проблема стала актуальна после февральской аварии на Нововятском переезде. На кировском водоканале накануне завершился монтаж уникального оборудования, которое полностью обеспечит качество водопроводной воды.

Подробнее об этом здесь.

Яснополянский экологический форум в г. Тула

Делегация Группы Компаний «Цеолитовые технологии» приняля участие в Яснополянском экологическом форуме в г. Тула. В ходе форума руководитель Группы Компаний Попов Константин Леонидович представил доклад о возможностях использования ПРИРОДНОГО ЦЕОЛИТА «Сокирнит» в экологических программах. Подробнее об этом здесь.